Тутынина
Елена Владимировна

Эксперт Комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Осуществление конституционных прав человека в РФ на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации (1993 г.), и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации) в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи и создания условий для устойчивого развития страны требует высокой экологической культуры общества и каждого гражданина, формируемой постоянно и целенаправленно в процессе жизни и деятельности людей через систему непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения.

Очевидно, что возможность выполнения гражданином своей конституционной обязанности находится в прямой связи с полученным экологическим образованием и сформированным уровнем экологической культуры. Таким образом, можно констатировать, что из обязанности сохранения окружающей среды вытекает право граждан на получение необходимых для этого экологических знаний, навыков и умений по охране и защите окружающей природной среды и возможность для становления высокого уровня экологической культуры.

Без наличия у граждан достаточного объема знаний в области охраны окружающей среды, без сформированного в обществе экологического мировоззрения эффективность участия граждан в деятельности по охране окружающей среды, равно как их участия в решении задач охраны окружающей среды, будет сохраняться на недопустимо низком уровне.

Президентом Российской Федерации 30.04.2012 г. утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года». Одной из основных задач является развитие экологического образования и формирование экологической культуры. Поэтому не только на федеральном, но и на региональном уровне органы исполнительной власти обязаны обеспечить качество, полноту, непрерывность и доступность, прежде всего, экологического просвещения населения Санкт-Петербурга, с учетом всех возрастных и социальных групп, путем обеспечения материальной, организационной и информационной поддержки программ и проектов экологического просвещения.

В соответствии со статьей З Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры является одним из основных принципов охраны окружающей среды. Следует отметить, что данный принцип является одним из самых недооценненных в системе обеспечения эффективности региональной политики в области охраны окружающей среды на территории Санкт-Петербурга. 

В 2018 году по заказу Комитета природопользования, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности была создана Концепция непрерывного экологического просвещения населения на территории Санкт-Петербурга с планом мероприятий и дорожной карты. В последние годы возросла потребность жителей города в участии в мероприятиях экологической направленности, но таких мероприятий как городского, так районного и муниципального уровней недостаточно. Многие годы специфика реализации программ по экологическому образованию и просвещению Санкт-Петербурга заключалась в реализации программ в рамках приграничного сотрудничества со странами Балтийского моря. В настоящее время все программы приграничного сотрудничества свернуты. Учитывая рост и популярность волонтерского движения среди разных возрастных групп населения, необходимо усилить методическое сопровождение волонтерства, увеличить количество наглядной агитации и социальной рекламы.

Недостаточно выделяется средств из бюджета Санкт-Петербурга на экологическое просвещение и формирование экологической культуры населения. Так, расходы на формирование экологической культуры и пропаганду экологических знаний в 2014 году составили 18 715 000 руб., в 2022 году – 20 319 300 руб. (что соответствует 35,2 руб. на человека в год). Фактически сумма расходов по данной статье мало изменилась за 9 лет, при этом бюджет Санкт-Петербурга за эти годы увеличился больше чем в 2 раза, покупательная способность рубля существенно снизилась. В то же время на федеральном уровне внимание к сфере экологии за эти 9 лет значительно выросло: была запущена реформа в сфере обращения с отходами, разработан и начал реализовываться Национальный проект «Экология», в который вошли несколько федеральных проектов, на которые израсходованы значительные суммы. Несмотря на эти усилия, экологическая культура населения в Санкт-Петербурге и в России в целом находится на низком уровне.

Рекомендации:

  1. Правительству Санкт-Петербурга принять меры по развитию экологической
    культуры населения.
  2. Увеличить статью расходов а формирование экологической культуры и
    пропаганду экологических знаний Бюджета Санкт-Петербурга до 10% от
    бюджета Комитета природопользования, охране окружающей среды и
    обеспечению экологической безопасности.
  3. Рекомендовать Комитету природопользования, охране окружающей среды и
    обеспечению экологической безопасности обосновать и разработать Программу
    дополнительных экологических мероприятий, направленных на развитие
    экологической культуры населения Санкт-Петербурга в объеме 10% от
    бюджета Комитета.