Концепция непрерывного экологического просвещения на территории Санкт-
Петербурга” 30 августа 2018 года прошла общественные обсуждения, которые состоялись во Дворце детского творчества Петроградского района.
Общественные слушания открыл начальник сектора экологических проектов отдела внешних связей и экологического просвещения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Д.М. Крутой.
Он информировал участников слушаний о том, что «18 июля текущего года был создан Координационный Совет по экологическому просвещению и образованию. Этот орган образован в соответствии с Законом и Экологическим кодексом Санкт-Петербурга. В него входят как представители исполнительных органов власти, уполномоченных проводить мероприятия по экологическому просвещению – Комитет по природопользованию, Комитет по образованию, Комитет по науке и высшей школе, Комитет по молодежной политике Администрации Санкт-Петербурга, так и представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, науки и общественных организаций. Первое заседание Координационного Совета состоялось 22 августа нынешнего года.
На нем был рассмотрен вопрос о Концепции экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга. Члены Совета обсудили этот документ, высказали критические замечания и предложения. Они уже вошли в данный вариант концепции».
Участники общественных обсуждений заслушали доклад «О Концепции
непрерывного экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга» одного из ее
разработчиков — доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой
педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской
Академии постдипломного педагогического образования, лауреата Премии Правительства
РФ в сфере образования (2011г.) С.В. Алексеева. В своем выступлении он сообщил, что
«сегодня ООН приняла 17 главных приоритетов в области устойчивого развития — 17
глобальных целей для преобразования мира: ликвидация нищеты, ликвидация голода,
хорошее здоровье и благополучие, качественное образование, чистая вода и санитария и
другие. Об этом шла речь и на заседании Государственного Совета об экологическом
развитии Российской Федерации. Как подчеркнул Президент РФ В.В. Путин: «Смысл всей
нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного
богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей
и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровье людей. В нашей
сегодняшней повестке — задачи поэтапного перехода России к модели устойчивого
развития, и не просто к модели устойчивого развития, а экологически устойчивого
развития».
2017 год в нашей стране был объявлен Годом экологии, в течение которого СМИ
довольно часто писали об экологических мероприятиях в сфере образования, но, на мой
взгляд, недостаточно освещали события, связанные с экологизацией производства,
внедрением новых технологий. Я считаю, что пришло время объявить в нашей стране Год
устойчивого развития.
Непрерывное экологическое просвещение — это система, включающая
распространение экологических знаний, информирование о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов и экологическом законодательстве, а также воспитание бережного отношения всех категорий населения Санкт-Петербурга на протяжении всей жизни.
Непрерывное экологическое просвещение необходимо для формирования
экологической культуры — неотъемлемой части общечеловеческой культуры, уровня
нравственного развития общества, включая морально-этические нормы поведения людей на
производстве, в быту и на отдыхе, способствующие здоровому образу жизни, духовному

росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, обеспечению экологической безопасности на территории Санкт-Петербурга.

Экологическое образование и просвещение подрастающего поколения признано
перспективным приоритетным направлением развития современного отечественного
образования. Значительный воспитательный и развивающий потенциал в настоящее время
реализуется в системе дополнительного образования детей и во внеурочное время. В новых
ФГОС в 10-11 классах будет введен обязательный курс «Экология».
Год охраны окружающей среды (2013г.) и Год экологии и ООПТ (2017 г.) показали
целый веер инновационных подходов к реализации экологического просвещения населения
Санкт-Петербурга (акции по раздельному сбору отходов, волонтерское движение
школьников и студентов, конкурсы экологических плакатов и рисунков). Активно
подключились к системе экологического просвещения петербуржцев промышленные и
научные учреждения города, бизнес-структуры. Такие предприятия, как ГУП «Водоканал
СПб», ГУП «Минерал» и другие проводят городские экологические акции, организуют
волонтерское движение.
И все же мы не можем утверждать, что в экологическом просвещении достигнуты
высокие результаты, в противном случае, экологические проблемы не были такими острыми
как в Санкт-Петербурге, так и в стране в целом. Каковы же причины неудач? Это —
несогласованность позиций ученых и научных школ вузовского и школьного образования
по ключевым вопросам современной экологии; поверхностное освещение проблем в СМИ;
невостребованность экологической культуры в продвижении молодых по карьерной
лестнице; невысокий уровень профессионализма в области экологического образования;
невысокий уровень социальной активности; проблемы межведомственного взаимодействия и
другие.
В рамках технического задания перед авторами концепции стояла задача —
исследовать отношение различных категорий населения к проблемам окружающей среды —
школьников, студентов и взрослого населения. Очень важно, что среди первых значимых
приоритетов жители выделили «здоровье и благополучие всех», «чистая вода и санитария».
Это значит, проблема здоровья и качества жизни для петербуржцев — одна из самых
значимых. Среди школьников и студентов очень приоритетное место занимают не деньги,
а здоровье, качество жизни и семья. Значит, у нас есть еще потенциал для работы».
В докладе С.В.Алексеева было проанализировано природоохранное
законодательство, на основе опыта регионов РФ и мировых тенденций сделаны
предложения и названы возможные для реализации проекты, которые могут лечь в основу
«дорожной карты» Концепции непрерывного экологического просвещения. Среди них —
Неделя окружающей среды в Санкт-Петербурге, Месячник устойчивого развития,
экологические технологии на производстве (СМИ, буклеты) и другие. Особо подчеркнута
проблема цифровизации образования, просвещения и общества в целом. Обозначены
основные векторы реализации концепции, возможные сценарии развития событий, а также
результаты экологического просвещения.
В обсуждении Концепции непрерывного экологического просвещения активное
участие приняли представители общественных организаций, экологи, педагоги, жители
Санкт-Петербурга, у которых доклад вызвал живой интерес. Руководитель
автономной некоммерческой экологической организации «Друзья Балтики» О.Н. Сенова поблагодарила авторов за глубокий анализ материалов по экологическому просвещению. Она особо отметила заслуги авторов концепции с точки зрения освещения конкретных проектов просветительской деятельности. О.Н.Сенова предложила дополнить раздел концепции, где идёт речь об обучении, повышении квалификации государственных служащих, подготовкой кадров общественных экологических движений. Т. Н. Бычкова выступила за сокращение объема документа и за сотрудничество в деле экологического просвещения с религиозными организациями. Для активизации журналистов в информировании и распространении экологических знаний она предложила предусмотреть специальный конкурс по экологической журналистике.
Директор Санкт-Петербургского бюро журнала “ЭкоГрад”, руководитель
регионального отделения партии «Альянс Зелёных» в Санкт-Петербурге, член
Ленинградского областного отделения Александро-Невского Братства И. В. Агафонов
поддержал выступавших и предложил в концепции учесть целенаправленное формирование
части бюджета на экологическое просвещение, а также расширение социальной рекламы и
сотрудничество с Ленинградской областью в деле экологического просвещения. Участницу
слушаний З.В. Малышеву заинтересовал вопрос о том, будут ли в плане мероприятий
реализации концепции мероприятия для взрослых? В этой связи разработчик концепции,
директор АНО «Северо-Западный центр поддержки экологического образования» Е.В.
Тутынина разъяснила: «Принимать участие в экологических мероприятиях пожилым людям
удобнее всего по месту жительства. В Законе Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении
в Санкт-Петербурге» определено участие жителей муниципальных образований в
благоустройстве территорий, озеленении, уборке мусора. Однако в этом законе не прописана
организация работы по экологическому просвещению. Авторами концепции это учтено и
внесено предложение: включить организацию экологического просвещения в этот закон».
Как отметил в заключение общественных обсуждений начальник сектора
экологических проектов отдела внешних связей и экологического просвещения Комитета по
природопользованию Дмитрий Крутой, «замечания участников слушаний совершенно
справедливые. Относительно объёма концепции – целесообразно отредактировать и
сократить текст. Нужно заинтересовать и донести до населения идеи концепции, рассказать о проведённой работе, об основных моментах этого документа, например, это можно сделать
через буклеты, а также при помощи современных информационных технологий. Стоит
рассмотреть, детализировать и включить все высказанные предложения в проект Плана
мероприятий по реализации Концепции».
Татьяна Захарова

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.