13 августа 2021 года после тяжёлой болезни отошёл ко Господу духовник Кинешемской епархии иеромонах Иоаким (Салтыков). Своей мягкой богатырской походкой батюшка прошёл горными тропами Кавказского Государственного биосферного заповедника в Русский заповедник села Жарки, став духовным наставником для многих и многих прихожан и «приезжан», как ласково он называл гостей со всех концов России и зарубежья.

Писать о большом человеке всегда сложно. О своём учителе и наставнике ещё сложнее. Однако, по благословению, попробую.

Так случилось, что первый раз мы встретились с батюшкой, когда они с режиссёром Валерой Тимощенко, старинным другом и соратником, отсматривали материал для будущего фильма «Одинокий рай» в Москве на квартире наших общих знакомых. Было это осенью 1998 года. На экране навьюченные лошадки медленно шли по горной тропе Кавказского заповедника. Ничего не предвещало начала истории длиною в человеческую бессмертную жизнь.

«Одинокий рай»

До Кавказского заповедника у будущего батюшки был физфак Одесского университета. Будущая матушка Наталья училась в том же университете, только на филфаке. После окончания учёбы в 1973 году они поженились. Потом было ещё совместное увлечение кино и учеба в студии киноактёра при Одесской киностудии. Вскоре родилась дочка Юлия. Но параллельно зарождалась и крепла мысль покинуть город. Полный поворот произошёл в 1976 году.

— Мы приехали в заповедник, и батюшка устроился в лесную охрану, лесником на кордон Пслух, что находится десятью километрами выше знаменитой сейчас Красной поляны. Здесь мы прожили 10 лет, — вспоминает супруга и верная спутница батюшки, некогда матушка Наталья, а ныне монахиня Анна (Бухарова).

Извечная душа-христианка искала Бога через тварный мир. В советские 70-е годы многие люди начинали свой духовный путь с познания взаимоотношений человека с природой. Параллельно батюшка получил дополнительное образование, окончив заочно факультет Экологии и Охраны природы Ростовского Университета. Диплом писал на тему: «Дом на границе заповедного. Экологическое поселение». На кордоне прошёл первый съезд социально-экологического союза. Появились единомышленники. Здесь же, в заповеднике, будущий батюшка встретился с соавтором и режиссёром всех своих фильмов, другом на всю жизнь, Валерием Тимощенко.

Однако обстановка в заповеднике никогда не была простой. Были нарушители заповедного режима. Ситуацию нагнетало то, что браконьеры были не только среди пришлых, но и среди своих, среди охраны заповедника. С началом перестройки и расцветом вседозволенности и безнаказанности конфликт стал принимать совсем крутой оборот. В итоге биосферный заповедник пришлось покинуть. Никого не осудив и не предав. Затем был первый сердечный приступ. На какой-то момент показалось, что смысл жизни потерян безвозвратно. Но за этим горным перевалом вдруг неожиданно распахнулась долина, оазис «с храмом в голубом сиянии» — именно так первый раз увидел и описал Жарковский храм бывший лесотехник Виктор Салтыков.

— Главное, что нам дал заповедник: ты сделаешь на три копейки, а тебе воздастся сторицей. Мы думали, что выполняем человеческую заповедь, а оказалось, что мы выполняли Божью заповедь, — вспоминает монахиня Анна, рассуждая о чудном Промысле, который привёл их к храму и в милые сердцу Жарки.

Позже, в фильме «Одинокий рай» батюшка дополнит:

— Душе хорошо в Церкви, как оленю в ущельях заповедника. Только если она находит смиренно своё место. Только нужно потрудится, помолиться — пошагать, по чуть-чуть: Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй… От нас требуется немного: только ноги передвигать, шаг за шагом — и вся эта красота в подарок.

«Русский заповедник»

В Жарках будущий батюшка оказался по благословению архимандрита Амвросия (Юрасова) в конце 1989 года. Небольшое село с большим храмом, затерянное среди бескрайних просторов унылых, зарастающих лесом полей, выглядела источником с живой водой. Так вот же оно — экологически чистое поселение. Виктор сразу дал телеграмму жене и дочке, которые ждали известий в Одессе: «Я нашёл место. Приезжайте». Семья приехала 30 марта 1990 года.

В то время в Жарковском храме Рождества Богородицы был настоятелем иеромонах Нестор.

— Молодой, сильный, красивый, строго подтянут, воротничок всегда у него белый подшит — как служитель, солдат, офицер — всегда он чувствовал себя этим офицером, — так батюшка вспоминал об этом легендарном человеке в одном из фильмов.

Сразу купили лошадь и корову, завели пчёл, чему молодой настоятель был очень рад. Виктора назначили старостой, а через год, 6 апреля 1991 года, он был рукоположен в сан диакона. Отец Нестор благословил матушку Наталью преподавать в школах и петь на клиросе. Для этого была разработана программа «Святыни отечества», которую матушка вела потом в сельской школе 20 лет, а вот послушание на клиросе она несёт и по сей день. Отец Нестор был намного моложе батюшки, и батюшка признавался, что думал тогда так и прожить помощником рядом с Нестором остаток жизни. Но Господь распорядился иначе. Произошёл ещё один поворот в судьбе будущего настоятеля.

Звезда отца Нестора пронеслась над Жарками как комета — ярко и стремительно. Его трагическая гибель 31 декабря 1993 года стала неотвратимой неожиданностью. Приехал владыка, епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий (Щуров), и было принято решение рукополагать диакона Виктора в священники. Так на Рождество Христово 7 января 1994 года батюшка был рукоположен епископом Амвросием в сан пресвитера и принял настоятельство в храме Рождества Богородицы в Жарках, где ему суждено было прослужить до самой своей кончины целых 30 лет. Верным помощником батюшки на протяжении всех этих лет оставался Саша, ставший в последствии отцом Александром, а теперь — иеромонах Серафим (Короткин), который приехал в Жарки из Петербурга в том же 1989 году, что и батюшка. Сегодня именно отец Серафим продолжает дело батюшки, став настоятелем Жарковского прихода.

Сомнение насколько кинематограф совместим с иерейским служением долго не покидало священника Виктора. Дочка Юля уже училась в Троице-Сергиевой Лавре на регентском отделении. И вот, как-то навещая дочку, батюшка попал к лаврскому старцу отцу Михаилу.

— Отец Михаил мне сразу ответил, и эти слова до сих пор служат опорой: «Кино… Про экологию… Да снимай; может, кому пригодится», — вспоминал частенько отец Виктор.

Фильм «Русский заповедник» стал продолжением и развитием темы «Одинокого рая». Славить Творца каждым кадром, каждым словом, каждым вздохом — было заветным желанием батюшки. Умирающая деревня стала образом территории, стремящейся к святости, где жизнь течёт по заповедям Божиим — Русский заповедник, одним словом.

Батюшка часто замечал в проповедях, что в наши дни стало редкостью то, чего раньше было в достатке — чистая вода, воздух, верная жена, любящий муж, послушные дети, дружба…

Фильм «Русский заповедник» стал этапным в жизни отца Виктора. Лента получила все возможные призы, множество народа посмотрело это кино, батюшка стал узнаваем на улице, и в Жарки потянулось ещё больше людей. Программные слова того времени звучат в концовке фильма:

«Не нужно спасать природу — нужно самим спасаться. Сами спасёмся — и природа спасётся.

Не нужно спасать Церковь — это она нас спасает.

Не нужно спасать Россию — её надо любить.

Не нужно спасать деревню — в ней надо жить».

«Я хочу быть святым…»

Но тропа вела дальше, через перевал «Русского заповедника» в следующую долину. 3 апреля 2018 года епископ Кинешемский и Палехский Иларион совершил постриг протоиерея Виктора в монашество с именем Иоаким в честь праведного Иоакима Богоотца. Вместе с отцом Иоакимом приняла постриг и его матушка, с именем Анна, в честь супруги праведного Иоакима. Одновременно принял постриг и верный помощник батюшки отец Александр с именем Серафим в честь преподобного Серафима Вырицкого.

Здесь непременно нужно вспомнить и отца Павла Абинова — старинный жарковец, тоже начинавший помощником батюшки в 90-х годах, сначала послушником Пашей, потом долгое время служил диаконом. Сейчас, приняв постриг с именем Алексей и став иеромонахом, он возглавляет большой приход в селе Парское. Можно вспомнить и ещё целый ряд священнослужителей, вышедших из рук отца Иоакима. А если сюда добавить людей, которых батюшка вывел в люди, направил на путь истинный, — нам не хватит никакой статьи. Поэтому вернёмся к нашему повествованию.

Из Священного писания, житий святых, трудов отцов Церкви мы знаем, что людей святой жизни слушается земля, им повинуются звери, на их слова отзывается стихия. «Святой человек — это наиболее естественный из людей», — писал Григорий Палама. Человеку свойственно желание вернуться в Рай, войти в Царство Божие. Действительно, ну не в ад же мы все хотим попасть, правда же? А оставаться посредине между адом и раем со смутной целью «стать хорошим в ближайшем будущем» вряд ли получится — всё равно придётся делать окончательный выбор. «Русский заповедник» учит, что состояние святости единственное устойчивое состояние в духовной экосистеме. Мы обречены жаждать святости.

«Я хочу быть святым,

Как вода, став ручьём и рекой,

этот склон, эту гору не покидает.

Я хочу быть святым,

Как тропинки, заросшие травами,

До конца остаются дорогами к храму,

Как последние дети в последнюю полночь,

Помышляют на утро проснуться рано.

Как опять на закатном просторе

Птичий клик, непреклонно сзывающий в стаю,

От грядущей зимы клин отчётливо строит,

Хотя видно — их трое осталось…

Я две тысячи лет, как уже Неразлучен с Тобою».

Иеромонах Иоаким (Салтыков)

Текст: Валерий Прохоров

Фото: ИСТОЧНИК >>>

Статья из газеты “Волжский берег” (приложение к журналу “Фома”), выпуск от 16.02.2022 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *